ссказывает Ирина Лебедева-главный специалист отдела сертификации Алтайского филиала ФГБУ "Центр оценки качества зерна"

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой!»

Наша семья хранит память о моем героическом деде – Прощенко Афанасии Михайловиче, 1902 года рождения. Родился он в селе Филипповке Трубчевского района Орловской области. В Красной Армии служил с августа 1941 года по 2 апреля 1944 года в составе 380-ой  стрелковой сибирской дивизии, сформированной в городе Славгороде Алтайского края.  Сведения в ОБД «Мемориал» и материалы ЦАМО, размещенные на сайте «Память народа», устные свидетельства старшего поколения нашей семьи позволили воссоздать фронтовую биографию родного нам человека.

О боевом пути 380-ой Орловской дивизии рассказывается в книге Ю. Валита «Алтай – Орел – Мекленбург» (Барнаул, 1977).  С конца лета 1941 года к лагерю, раскинувшемуся на берегу большого озера (Большого Ярового) стали стекаться тысячи жителей Алтая: лучшие местные кадры - десятки и сотни работников горкомов и райкомов партии и комсомола, директоров совхозов, председателей колхозов. Среди них и мой дед, который перед войной был председателем колхоза в Добровке, а потом председателем Танциреевского сельсовета Знаменского района. Член ВКП(б), участвовал   в гражданской войне. 

Находясь в составе стратегических резервов наших Вооруженных сил, ведущих на фронте тяжелые оборонительные бои, сибиряки учились со свойственным им трудолюбием и упорством стрельбе и штыковому бою, строительству окопов и траншей, перебежкам при наступлении, атакам позиций противника, действиям гранатой, рукопашному бою, приемам борьбы с вражескими танками, умению хорошо маскироваться. Учились рядовые и офицеры.

Все эти занятия не прошли даром и спасали бойцов от смерти на фронте. 20 ноября 1941 года 380-ая стрелковая дивизия отправилась на запад, а 9 февраля 1942 года был получен приказ об отправке на фронт. Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский отмечал "...среди наших прекрасных солдат сибиряки всегда отличались особой стойкостью". Мой дед участвовал в боях в районе Мостовая - Оленино на Калининском фронте с февраля 1942 года. Далее тяжелые бои в районе Ржева с 26 сентября по 29 декабря 1942 года.  Был сержантом, командиром отделения связи 2-ого дивизиона 945-го артиллерийского полка 380-ой стрелковой дивизии. Командованием был представлен к награде». В наградном листе указывается, что «в боях с 2 декабря 1942 года при наступлении наших частей на дер. Литвиново, М.- Волжеское и др. тов. Прощенко проявил непоколебимую стойкость и отвагу. Под сильным пулеметным, минометным и артиллерийским огнем противника обеспечивал связь КП дивизиона с передовыми подразделениями наступающей пехоты. Только за 2.12.42г. тов. Прощенко под градом пуль и снарядов восстанавливал 54 раза линию связи, обеспечивая тем самым непрерывное управление огнем нашей артиллерии». Далее командир 945-го артиллерийского полка подполковник Ивкин и начальник штаба полка капитан Филиппов указывают в наградном листе, что «Тов. Прощенко личным примером отваги воодушевлял своих подчиненных на выполнение боевого приказа, не считаясь с самой жизнью. Достоин правительственной награды». 29 ноября 1942 г. 380-я стрелковая дивизия была передана в состав 30-й армии Западного фронта, а 3 декабря, под прикрытием огневого вала артиллерии, полки форсировали реку Волга по льду и захватили плацдарм на правом берегу, в районе деревни Лит-виново, где до 10 декабря, отбивая контратаки противника, вели бои за расширение захваченного плацдарма.

 В Центральном Архиве Министерства обороны имеется фронтовой приказ №174 от 20 декабря 1942 года, в котором отмечается, что за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество сержант Прощенко Афанасий Михайлович награжден Орденом Красной Звезды (См. приложение1-2).  Боевой путь 380-ой стрелковой дивизии летом 1943 года проходил на Орловском направлении. 3 августа в дивизии был получен приказ Военного совета 3-й армии, в котором говорилось: "Противник, прикрываясь минными заграждениями и арьергардами, стремится замедлить наше наступление и выиграть время для эвакуации награбленного имущества, угона мирного населения и уничтожения старинного русского города Орел. Военный совет 3-й армии призывает весь личный состав армии напрячь все усилия, чтобы стремительным ударом освободить город Орел от немецких захватчиков, спасти десятки тысяч советских людей от немецкого рабства, а город от полного уничтожения. Бойцы и командиры! на ваших глазах уничтожается гитлеровскими бандитами г. Орел. Вы находитесь в 6-10 километрах от него. 2-3 часа быстрого наступления не только сохранят вас от лишних потерь, но и не позволят окончательно разрушить наш родной город". Этот текст приказа был зачитан всему личному составу дивизии. Можно догадываться, какие чувства, желания и стремления испытывали бойцы - они рвались в бой.  Мой дед, призванный из Сибири, испытывал, наверное, особое трепетное чувство - ведь он освобождал от фашистов родные места, землю, откуда был родом. В этом же приказе указывалось, что 41-ый стрелковый корпус (в его составе была 308 и 380 стрелковые дивизии) с 17 танковой бригадой обязаны "продолжать стремительное наступление в направлении северо-восточной и восточной части города Орел. В одном из боев на этом направлении мой дед с бойцами своего дивизиона прокладывал линию связи с пехотой под ожесточенной вражеской бомбардировкой, обеспечивал ее сохранность, ликвидировал 13 порывов. Командованием был представлен к награде «За боевые заслуги» (См. приложение 3-5). В ночь на 3 августа 1943 г. полки дивизии, форсировав реку Оптуха, начали бои по освобождению города Орел. Применяя различные тактические приемы, 5 августа, в боевом содружестве с другими соединениями, 380-я стрелковая дивизия полностью освободила город Орел. В этот день столица нашей Родины Москва впервые за время войны салютовала нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород двенадцатью залпами из ста двадцати орудий. С гордостью осознаю, что этот салют был и в честь моего деда – старшего сержанта Прощенко Афанасия Михайловича. В приказе Верховного Главнокомандования 380-я стрелковая дивизия получила почетное наименование Орловской.

Потом были бои по освобождению всей Орловской, Калужской и Брянской областей и наступательные бои в Белоруссии, Простояв неделю в обороне на западных подступах к Орлу, дивизия выступила походными колоннами через Карачев и Жиздру и 8 сентября сосредоточилась на западной окраине города Киров Калужской области, где вошла в состав 50-й армии. На следующий день, войдя в прорыв немецкой обороны, сделанный войсками армии, дивизия, ведя жестокие бои с противником, продвигалась в общем направлении на юго-запад, на города Бытошь, Жуковку, а затем, повернув на запад, пошла в направлении городов Клетня, Хотимск, Костюковичи. При этом движении с боями были форсированы реки Десна, Ипуть, Беседь. 24 сентября части дивизии с боями вступили на землю Белоруссии. 28 сентября дивизия была выведена во второй эшелон армии и пошла маршем за передовыми частями через Жарки, Веприн, Чериков, Езеры и 5 октября достигла деревни Рынковка, где получала и обучала частичное пополнение - призванных из местного населения.

14 октября дивизия форсировала реку Проня в 15 километрах южнее города Чаусы Могилевской области и, прорвав оборону врага, захватила плацдарм на западном берегу Прони глубиной до 3 километров и деревни Кузьминичи и Ужарь, но развить наступление не смогла, встретив сильное сопротивление противника. Дивизия заняла оборону на достигнутых рубежах. Здесь она, отбивая многочисленные контратаки врага, простояла до 30 ноября, сместившись затем южнее, 3 декабря дивизия форсировавала реку Реста, освободила населенные пункты Грязовец и Дворовый, а 6 декабря вновь перешла к обороне.

В ночь на 24 февраля, сдав свой участок обороны 238-й стрелковой дивизии, части 380-й переправились на западный берег Днепра и сосредоточились в районе южнее деревни Таймоново с задачей выбить противника из деревень Таймоново и Лудчицы и ударом с юга освободить город Быхов. Бои начались утром 29 февраля, деревни Таймоново, Яново, Лудчицы были освобождены, но далее сибиряки продвинуться не смогли. Сказалось преобладание противника в живой силе, артиллерии и танках. Город Быхов освободить в этот раз не удалось. 14 марта дивизия, сдав свою полосу, обороны другому соединению, вышла во второй эшелон армии в район поселка Машевская Слобода. В одном из этих боев был убит мой дед    2 апреля 1944 года. В именном списке безвозвратных потерь личного состава 945-го артполка 380-ой стрелковой Орловской дивизии с 25 марта по  2 апреля1944 года значится фамилия моего деда  - Прощенко Афанасия Михайловича (См. приложение 4). В графе «где похоронен» указано в братской могиле деревни Догобужа, Быховского района Могилевской области Республики Беларусь. На этом обрывается фронтовая биография моего деда.  Дома, в далекой от фронта Сибири, осталась вдова: моя бабушка, Прасковья Варфоломеевна Прощенко, 1902 года рождения с шестью детьми – самому младшему Грише было 3 года, а самому старшему из сыновей, моему отцу – Вячеславу – 15 лет, рано повзрослевшему и взвалившему на свои подростковые плечи всю заботу о семье.

В одном из писем Дмитрия Сергеевича Лихачева нахожу важную   мысль, что «примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим». Память о Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. С самого детства у меня укоренилась мысль, что в нашей семье каждый год – 9 Мая – семейный праздник!

 

#япобеда #75летпобеды #потомкипобеды #потомкипобеды_цокз #цокз #fczerna #вов #победа75 #помнюгоржусь