RU EN
Войти
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна
и продуктов его переработки
Контроль за качеством продукции должны осуществлять государственные лабораторные центры (Ю.Чистяков) На вопросы IDK.ru ответил заместитель директора Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки (ФГУ "Центр оценки качества зерна") Юрий Владимирович Чистяков.

На вопросы IDK.ru ответил заместитель директора Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки (ФГУ "Центр оценки качества зерна") Юрий Владимирович Чистяков.

 

- Юрий Владимирович, какие основные задачи у ФГУ "Центр оценки качества зерна" на сегодняшний день?

 

- Можно сказать, что на сегодняшний день, после ликвидации Государственной хлебной инспекции, головной организацией в вопросах определения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в системе Россельхознадзора, является ФГУ "Центр оценки качества зерна", обладающий разветвленной сетью филиалов в основных зернопроизводящих регионах страны, крупных морских портах и на погранпереходах. ФГУ "Центр оценки качества зерна" и его филиалы получили международную аккредитацию в системе Международной Ассоциации по торговле зерном и кормами GAFTA в категориях Аналитик и Суперинтендант.

Жизнь показала, что без надлежащего государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки уполномоченной на то государственной организацией, затруднительными становятся как вопросы гарантии качества зерна, поставляемого для государственных нужд, так и разрешение спорных вопросов качества в рыночных отношениях.

Кроме того, для успешной внешней торговли должны складываться определенные предпосылки, а именно, обеспеченность внутреннего рынка, дающая снижение цен внутри страны по сравнению с экспортными, и высокая степень качества предлагаемой к продаже продукции.

В результате, первостепенной задачей для страны, являющейся экспортером зерна, в целях планирования внутреннего потребления и внешней торговли, становится ежегодный контроль качественных и количественных показателей зерна.

Согласно внесенных Правительством РФ в 2007 году изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, последнему были переданы полномочия по организации мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна, включая ее анализ, а также государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения.

С 2008 года Минсельхозом России в рамках исполнения возложенных на него полномочий ежегодно проводится открытый конкурс на право заключения государственного контракта среди организаций, имеющих в своей структуре регионально разветвленную сеть укомплектованных и аккредитованных лабораторий.

Второй год подряд победителем данного конкурса становится ФГУ "Центр оценки качества зерна".

В 2008 году ФГУ "Центр оценки качества зерна" проводило мониторинг информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая - твердой и мягкой пшеницы, ржи, ячменя, в том числе пивоваренного на основе результатов лабораторных исследований проб, полученных от сельскохозяйственных производителей. Обследовано 62% от валового сбора указанных культур в 46 зернопроизводящих регионах Российской Федерации.

В 2009 году мониторинг проводился по аналогичным культурам в 41 зернопроизводящем регионе. Было обследовано более 56,8% от валового сбора урожая указанных культур и выявлено порядка 63% зерна, пригодного на продовольственные цели и 37% непродовольственного зерна.

 

- Какие факторы влияют на качество зерна?

 

- При обследовании качественных показателей зерна учитываются и отражаются такие факторы, как:

- погодные условия в динамике месяцев и лет по каждому региону;

- объемы посевных площадей по региону в динамике лет;

- применение действующих веществ (минеральных и органических удобрений) при посеве, под основную обработку почвы по каждому региону по годам;

- проведение сельскохозяйственными производителями обработки полей агрохимикатами против вредителей, болезней, сорняков в разрезе регионов по годам;

- использование высокопродуктивных сортов при посеве по регионам и т.п.

Таким образом, на основе суммирования всех полученных данных не только Минсельхоз РФ получил достаточную информацию для прогнозирования урожая будущего года, планирования переходящих запасов зерна в регионах и объемах предполагаемого экспорта, но и сами сельхозпроизводители на основании полученных на бесплатной основе документов о качестве выращенных ими товарных партий зерна, получили возможность сдать зерно на хлебоприемные предприятия по определенным в соответствии с ГОСТ показателям, спланировать совершенствование подходов при подготовке хозяйств к урожаю следующего года.

ФГУ "Центр оценки качества зерна", являясь подведомственным Россельхознадзору федеральным учреждением, аккредитованным для работ в области подтверждения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, также осуществляет государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью зерна при осуществлении закупок для государственных нужд, в т.ч. зерна, закупаемого в государственный интервенционный фонд.

Согласно Договору поставки (Приложение 14 к Правилам Биржевых торгов) испытательные лаборатории, аккредитованные Россельхознадзором, подтверждают сертификатами качества соответствие качества и безопасности зерна, закупаемого в интервенционный фонд (далее - ЗГИФ).

 

- Какое количество зерна сертифицировал ФГУ "Центр оценки качества зерна" в прошлом и нынешнем сезоне?

 

- Из закупленного, в ходе проведения государственной закупочной интервенции 2008-2009 г., зерна в количестве 9 627 159 тонн, лабораториями сертифицировано 8 148 494 тонн. Только ФГУ "Центр оценки качества зерна" было оценено и сертифицировано более 76% указанного объема.

На сегодняшний день, в ходе проведения государственной закупочной интервенции 2009-2010 г. ФГУ "Центр оценки качества зерна" проведена оценка качества зерна, закладываемого в интервенционный фонд, в объеме более 500 тыс. тонн. Однако контроль качества и безопасности закладываемого для государственных нужд зерна - это только первый этап государственного контроля. Немаловажной задачей является сохранение этого качества при долговременном хранении.

В 2008-2009 г. уполномоченными территориальными управлениями Россельхознадзора совместно с ФГУ "Центр оценки качества зерна" в 52 регионах при закладке ЗГИФ проведена проверка 410 элеваторов, выигравших конкурс Минсельхоза России, на соблюдение требований инструкции 9-7-88 "По хранению зерна, маслосемян, муки и крупы", "Правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях", а также соблюдение договоров хранения ЗГИФ.

 

- В каком состоянии элеваторы? Готовы ли они к хранению зерна закупленного при интервенции?

 

- В ходе проверок в Тульской, Ростовской, Ивановской, Саратовской, Воронежской, Смоленской, Омской, Волгоградской областей и ряде других регионов были выявлены факты неготовности элеваторов по причине их зараженности вредителями хлебных запасов, мышевидными грызунами, наличия протечек крыш хранилищ и дыр в стенах, затопления 1-го яруса, нарушения фитосанитарного состояния территорий. О выявленных фактах неготовности элеваторов к приему ЗГИФ своевременно информировались Минсельхоз России и ОАО "Объединенная зерновая компания" (государственный Агент).

Только после вынесения предписаний Россельхознадзора и наложения административных взысканий, элеваторы указанных регионов приведены в должное состояние.

А ведь этого можно было бы избежать, если бы существовал необходимый алгоритм допуска элеваторов к конкурсу на право хранения ЗГИФ. Одним из главных алгоритмов, на мой взгляд, должен стать Акт освидетельствования региональными межведомственными комиссиями готовности материально- технической базы элеваторов к приему нового урожая. При этом особое внимание должно быть уделено проведению профилактических мероприятий по борьбе с вредителями хлебных запасов (комплексной дезинсекции зерновых емкостей) и фитосанитарному состоянию территорий.

К сожалению, в настоящее время подобные межведомственные комиссии по приемке материально-технической базы элеваторов созданы только в 11 регионах (Белгородской, Воронежской, Курской, Нижегородской, Пензенской, и Ульяновской областях, Краснодарском и Ставропольском краях и Республике Татарстан), да еще в 3 областях - Ивановской, Рязанской и Тамбовской - рассматривается вопрос об их создании. И это при имеющихся 1 523 зернохранилищах мощностью 73 116,8 тыс. т. в 72 субъектах Российской Федерации.

По причине отсутствия механизма государственного контроля за сохранностью качества зерна, заложенного в ЗГИФ, существует достаточно высокая степень риска утраты, порчи предприятиями-хранителями части зерна. Одновременно стоит отметить, что функция по осуществлению государственного контроля и надзора за сохранностью качества зерна ЗГИФ в процессе его хранения не закреплена за Россельхознадзором.

В сложившейся ситуации распоряжением Минсельхоза России от 16.02.2009 20-р была создана Рабочая группа по обеспечению количественной и качественной сохранности зерна, закупленного при проведении государственных закупочных интервенций (далее - Рабочая группа), в состав которой вошли представители Минсельхоза России, Россельхознадзора, ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Объединенная зерновая компания", ФГУ "Центр оценки качества зерна" и страховых компаний.

В ходе проверок, организованных Рабочей группой, при непосредственном участии представителей Россельхознадзора и ФГУ "Центр оценки качества зерна", выявлены предприятия-хранители, на которых, пользуясь отсутствием государственного контроля за качественной сохранностью зерна ЗГИФ, допускается зараженность зерна вредителями хлебных запасов и ряд других нарушений, приводящих к возможной его утрате.

В недавнем телевизионном интервью С.Лисовским (член Совета Федерации Федерального собрания РФ) были даны рекомендации российским потребителям при выборе продукции отдавать предпочтения товарам, соответствующим ГОСТ (Государственному стандарту), а не ТУ (Техническим условиям), фактически придуманным производителем для своей собственной продукции.

Со своей стороны, могу только добавить, что соответствие показателей качества и безопасности продукции по ГОСТ должны осуществлять, не аффилированные производителю лаборатории, а уполномоченные на то независимые государственные лабораторные центры.

Функции нормативно-правового регулирования, государственного контроля за обеспечением предприятиями, осуществляющими хранение и переработку зерна, надлежащего порядка размещения зерна и продуктов его переработки, сохранности, а также контроля за правильностью ведения учета, обоснованностью списания убыли в весе зерна, хранимого, в том числе, в составе интервенционного фонда, должны быть закреплены за соответствующим органом исполнительной власти, имеющим независимые испытательные лаборатории.

 

- Спасибо.

 

15.01.2010Зерно на IDK.RU