RU EN
Войти
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна
и продуктов его переработки
На страже безопасности Итоги работы ФГУ "Центр оценки качества зерна" в 2008 году

В 2008 году ФГУ «Федеральный центр оценки качества зерна и продуктов его переработки» (далее – Учреждение) выиграло тендер на исполнение государственного контракта «По изучению и оценке качества зерна в рамках мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая 2008 г.», а с четвертого квартала 2008 г. проводит оценку качества и безопасности зерна, закладываемого в интервенционный фонд. Открыто новое направление деятельности Учреждения – определение агрохимических показателей и показателей безопасности  почв земельных участков и грунтов, а также соответствия агрохимикатов условиям безопасности.

Учреждение продолжает оснащать свои лаборатории современным оборудованием и повышать профессиональный уровень сотрудников: 409 специалистов прошли повышение квалификации в России и за рубежом. С целью аудита испытательных лабораторий, а также ознакомления с системой обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки были организованы совместные рабочие поездки с представителями Россельхознадзора в Испанию, Индию, Турцию, Нидерланды, Италию, Китай, Аргентину и в другие страны. Специалисты Учреждения принимали участие в международных семинарах, конференциях, симпозиумах, организованных ICC, AACC и Немецким сельскохозяйственным обществом DLG.

В начале 2008 года в целях совершенствования структуры Учреждения и сокращения административно-управленческих и организационных расходов были ликвидированы 4 филиала - Новосибирский, Рязанский, Смоленский, Хабаровский). После повышения экспортных таможенных пошлин и временного запрета вывоза некоторых зерновых культур резко сократились объемы зернового экспорта.

В 2008 году наши специалисты проверили на соответствие безопасности и качества более 24 млн. тонн зерна и продуктов его переработки, в том числе:

по экспорту 15,3 млн. тонн, что составляет 63 % к общему объему проверенного (в 2007 году – 18,0 млн. тонн или 74 %);
по импорту – 1,5 млн. тонн (6 % к общему объему проверенного) (в 2007 году – 1,9 млн. тонн или 8 %);
по внутреннему рынку – 7,4 млн. тонн (31 % к общему объему проверенного) (в 2007 году – 4,4 млн. тонн или 18 %).

Было выдано около 117 тыс. сертификатов качества на партии зерна и продукты его переработки, в том числе на экспортные партии - 30 тыс., на импортные -  18 тыс.; на партии, перемещаемые внутри страны -  69 тыс. сертификатов.

Такое количество выданных сертификатов для внутреннего рынка объясняется тем, что Учреждение и другие аккредитованные Россельхознадзором испытательные лаборатории и центры провели в 2008 г. работы по подтверждению соответствия качества и безопасности зерна, предназначенного для закладки в государственный  интервенционный фонд.

Ряд зерновых трейдеров в контрактах на поставку зерновой продукции указывают Учреждение в качестве сюрвейерской организации. Это связано с тем, что оно является членом международных ассоциаций ICC и ААСС, имеет аккредитацию в Международной ассоциации по торговле зерном и кормами  GAFTA в системе «Суперинтендант» и аккредитацию «Аналитик», которую мы  подтверждаем дважды в год, определяя качество и безопасность сличительных шифрованных проб, высылаемых этой Ассоциацией.

Партии зерна и продуктов его переработки с международными сертификатами, выданными нашим Учреждением, поступают в 28 стран:  в Австрию, Германию, Испанию, Индию, Турцию, Саудовскую Аравию, Бангладеш, Азербайджан, Белоруссию, Украину, Тунис и др. Наибольший объем зерна и продуктов его переработки с выдачей сертификатов качества приходится на: Новороссийский; Ростовский; Ставропольский; Воронежский и Санкт-Петербургский филиалы.

 В результате работы Учреждения в 2008 г. было выявлено 2,5 млн. тонн продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов по безопасности и качеству, в том числе: 1,6 млн. т. зараженной вредителями хлебных запасов; более 8 тыс. т. – дефектной по запаху; 255 тыс. т. - с превышением МДУ по показателям безопасности и 665 тыс. т.  - не соответствующей по другим показателям качества.

Из общего объема отгрузок на экспорт выявлено 1,5 млн. тонн некачественной и зараженной продукции.

При поступлении по импорту выявлено 0,4 млн. тонн некачественной продукции. При проведении государственного контроля качества и безопасности импортной продукции были зафиксированы неоднократные случаи несоответствия ее фактического качества документам иностранных сюрвейерских компаний, в том числе по показателям безопасности. В 2008 году Учреждение уделив особое внимание партиям хлебопродуктов с сертификатами сюрвейеров, предотвратило поступление в Российскую Федерацию 253 партий общей массой 422 тыс. т. (в 2007 г. – 82 партии массой 322 тыс.т.) некачественных и опасных зерна и продуктов его переработки, в том числе партии соевого шрота и рисовой крупы, несоответствующие нормативной документации по активности уреазы, содержанию микотоксинов, жира, клетчатки, влажности, загрязненности и зараженности вредителями, а также партии крупы рисовой, загрязненной вредителями, несоответствующей по показателям содержания меловых зерен, доброкачественного ядра, металломагнитной примеси, запаха и цвета.

Было выявлено 31,2 т. тонн крупы рисовой, поступившей из Тайланда, Вьетнама, Китая, Индии, Пакистана и Египта и не соответствующей требованиям стандартов и СанПиН. В отдельных партиях было отмечено значительное превышение МДУ по показателям безопасности: более чем в 2 раза микотоксины (Тайланд); остаточное количество пестицидов: хлорпирифос с превышением в 300 раз (Испания) и перметрин - в 12 раз;  кадмий - в 56 раз (Кыргызстан). Были выявлены партии рисовой крупы с зараженностью и загрязненностью вредителями хлебных запасов, дефектные по запаху; с повышенной влажностью; с повышенным содержанием металломагнитной примеси, дробленого риса, испорченных ядер. Учитывая, что рисовая крупа является социально значимым продуктом питания и поступает потребителю, в т.ч. для детского питания, без дальнейшей промышленной подработки, такие выявления расцениваются как особо важные.

Отправителям было возвращено 595 т. крупы рисовой (или 0,2 % от проверенного) (в 2007 году – 1200 тонн или 0,5 %)  и  уничтожено по результатам экспертиз 324 т. или 0,12 % от проверенного  (в 2007 году – 162 т. или 0,07 %).

В 2008 г. что процент выявлений снизился по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза, что объясняется эффективностью проведения государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, проводимого Россельхознадзором.

Другой причиной общего снижения забраковок можно считать большой объем проверенного зерна государственного интервенционного фонда, партии которого были сформированы и специально подготовлены сельхозтоваропроизводителями с учетом требований государственных стандартов.

Наибольший процент выявлений в 2008 г. был в следующих филиалах Учреждения:

1. Санкт-Петербургский – из общего объема  проверенного зерна и продуктов его переработки (871 тыс.т.) выявлено некачественной и опасной продукции  406 тыс.т. (или 47% от проверенного).
2. Ростовский -  из общего объема  проверенного зерна (4700 тыс.т.) выявлено некачественной и опасной продукции 962 тыс.т. (или 21% от проверенного).
3. Белгородский -  из общего объема  (627 тыс.т.) выявлено некачественной и опасной продукции 110 тыс.т. (или 18 % от проверенного).

Большой объем работы в прошедшем году Учреждение проводило по определению безопасности продукции в Москве и области. В результате мониторинга импортной продукции растительного происхождения из 6540 проверенных образцов было выявлено 338 образцов (что составляет 5% от общего объема проверенного), содержащих остаточные количества пестицидов и нитраты выше МДУ (максимально допустимого уровня). Наибольшее количество загрязненной продукции поступило из Турции, меньше из Молдовы, Испании, Польши.

Проанализировано 94 образца отечественной продукции, из которых 6 образцов содержали остаточные количества пестицидов и нитраты выше МДУ.

В целях государственной регистрации пестицидов в лаборатории проводится работа по апробации методик определения массовой доли действующих веществ пестицидов на воспроизводимость их в практических лабораториях Российской Федерации. В 2008 г. подготовлено 416 Заключений о воспроизводимости методик. По обращениям организаций разработано 40 новых методик. Проводится работа по определению качества и соответствия пестицидных препаратов нормативной документации. За отчетный период проверено 83 пестицидных препарата (из них 7 не соответствуют нормативной документации).

С августа 2008 года Правительством РФ организованны государственные закупочные интервенции на рынке зерна на мягкую продовольственную пшеницу 3—го и 4—го класса, мягкую пшеницу 5—го класса, продовольственную рожь группы A , ячмень фуражный, кукурузу  3—го класса.

В ходе биржевых торгов на 31.12.2008 г. закуплено в интервенционный фонд  более  5 млн. тонн зерна.

На 01.01.2009 г. Учреждение приняло к работе 1448 заявок на проведение работ по оценке качества и безопасности зерна в количестве более 2 млн. тонн. Из указанного объема выдано 1 186 сертификатов качества на  1,8 млн. тонн.

В 2008 году в работе по подтверждению качества зерна интервенционного фонда участвовало 14 филиалов Учреждения, при этом основная нагрузка пришлась на филиалы, расположенные в Южном Федеральном округе, Центрально-Черноземных регионах, а также Оренбургской области. Из общего объема зерна интервенционного фонда, прошедшего контроль качества и безопасности, Учреждением сертифицировано 75,8%. Остальная работа проделана референтными центрами.

В ходе проводимых работ было выявлено более 109 тыс. тонн зараженного и некачественного зерна, что составляет 5,8% от сертифицированного объема. В основном выявления некачественного зерна наблюдались в Волгоградской, Курской, Липецкой, Самарской, Саратовской областях и Ставропольском крае. Кроме того, в Краснодарском крае забракована партия зерна более 6 тыс. тонн, по показателям клейковины.

Основными трудностями, с которыми столкнулось наше Учреждение при проведении оценки качества и безопасности зерна интервенционного фонда, является неспособность элеваторов своевременно и оперативно организовать работу сотрудникам Учреждения для отбора проб, в том числе:

в связи с осуществляемой элеватором отгрузкой экспортных партий;
отсутствием достаточных производственных мощностей у элеваторов и их перегрузка в связи с высокими темпами проведения закупки зерна в интервенционный фонд;
несоответствием материально-технической базы элеваторов и ХПП санитарно-гигиеническим требованиям;

В декабре 2008 г. на основании письма Минсельхоза России исполнительными органами АПК субъектов РФ были созданы рабочие группы по содействию проведения государственных закупочных интервенций, с участием, в том числе, представителей Учреждения, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Антимонопольной службы, ОАО «Россельхозбанк».

В целях совершенствования структуры проведения данных работ, мы предлагаем закрепить составы указанных рабочих групп  на постоянной основе,  с рядом  полномочий по осмотру мест хранения, предназначенных для закладки зерна государственного фонда. Необходимо утверждение единых требований при проведении работ с зерном интервенционного фонда и единых тарифов.

При исполнении государственного контракта по изучению и оценке качества зерна в рамках мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая обследовано 57 % от валового сбора в 46 зернопроизводящих регионах Российской Федерации. Это позволило получить  достаточно достоверную технологическую характеристику  качества зерновых ресурсов Российской Федерации. Обследовано 56 % твердой пшеницы от валового сбора (в результате исследований выявлено 90% продовольственной); мягкой пшеницы обследован 61 % .

В продовольственной пшенице, как и в предыдущие годы, практически не было выявлено сильной, а показатель ценной пшеницы 3 класса снизился  по сравнению с 2007 годом на 5% . Основной причиной уменьшения доли пшеницы продовольственных кондиций было низкое содержание в зерне клейковины.

Также было обследовано 56 % ржи, 59 %  ячменя пивоваренного и 51% ячменя. Учитывая высокий урожай зерна в России и результаты обследования его качества можно прогнозировать отсутствие, до сбора нового урожая, дефицита зерна продовольственных кондиций для мукомольного и крупяного производства. Тем не менее, мукомольные предприятия в отдельных регионах могут испытывать нехватку мягкой пшеницы 3 и 4 классов для производства сортовой хлебопекарной муки.

Для повышения эффективности мониторинга качества зерна нового урожая необходимо наладить оперативную связь по обмену информацией с региональными министерствами сельского хозяйства, что позволит получить данные о районах и объемах производства зерна и контактные данные хозяйств.

Следует также довести до максимального возможного числа сельхозтоваропроизводителей  информацию о проведении мониторинга качества зерна. Участие в мониторинге откроет для них ряд преимуществ, в т.ч. возможность бесплатно (во время уборки урожая) оценить качество выращенного зерна и получить документ о качестве, который защитит их от неправильного расчета при продаже зерна и может стимулировать к участию в торгах для закладки зерна в государственный интервенционный фонд. 

Для получения большего объема данных о качестве зерна нового урожая целесообразно заключить соглашения с элеваторами и хлебоприемными пунктами.

Считаем, что работы по проведению изучения оценки качества зерна в рамках мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая целесообразно проводить на постоянной основе, что позволит предоставлять общедоступные, оперативные и достоверные данные по качеству выращенного урожая, его рациональному использованию и обеспеченности зерном отдельных регионов, учитывая динамику прошедших лет. 

 

Журнал «Хлебопродукты» 4/2009