RU EN
Войти
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна
и продуктов его переработки
Доклад на Международной конференции «Лаборатория для предприятий АПК - 2008» Выступление государственного советника Российской Федерации II класса Т.А.Корзун на Международной конференции «Лаборатория для предприятий АПК - 2008»

государственный советник  Российской Федерации II класса  Т.А.Корзун

 

Как известно, Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор, далее - Служба) возложены три функции по осуществлению государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов, компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна (далее – ЗПП):

1. аккредитация испытательных лабораторий (ИЛ), осуществляющих работы по подтверждению соответствия указанной продукции,
2. государственный контроль на границе при ввозе и вывозе, а также
3. государственный контроль при закладке и хранении ЗПП в «закромах» Родины.

Правительство РФ перед Службой поставила целью укрепление сферы государственного влияния на зерновом рынке, в жестко регламентируемых законодательством рамках.

С первых шагов становления зернового направления Службе пришлось разрешить ряд неотложных задач:

снять напряженность в вопросах взаимодействия государства и сельхозтоваропроизводителей, зерноторговцев, переработчиков и потребителей;
расширить сеть государственных испытательных лабораторий, оснастив их современными приборами и оборудованием;
повысить квалификацию специалистов, обучив их новым методам работы. Достичь сходимости результатов лабораторных исследований и признания этих результатов как внутри страны, так и за рубежом;
стать надежным заслоном от проникновения некачественной и опасной продукции в РФ;
повысить авторитет страны, как надежного партнера – поставщика качественной продукции, отвечающей требованиям контрактов;
и, в конечном счете, влиять на международную политику, заставив уважать законодательство нашего государства, прежде всего, в вопросах безопасности продукции, предназначенной для питания человека и кормления животных.

На мой взгляд, все поставленные задачи в той или иной степени выполнены.

Напряженность в отношениях между участниками зернового рынка, рыночный коллапс, который произошел после упразднения Росгосхлебинспекции (ГХИ), был ликвидирован. Вновь была выстроена надзорная вертикаль - система государственного контроля качества и безопасности ЗПП смогла защитить интересы граждан и хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на международном рынках.

При этом Россельхознадзор поставил перед собой непростую задачу – обеспечивая полноценный контроль, направленный на обеспечение безопасности всей группы зерна и продуктов его переработки, сделать его максимально понятным, простым и приемлемым для участников рынка.

Предложения, поступающие в Службу от зернотрейдеров по упрощению процедур оформления ЗПП по снятию излишних административных барьеров, были учтены Россельхознадзором. Вот некоторые из них:

1. Отменены излишние требования – такие как получение ветеринарных заключения на отгружаемую на экспорт пшеницу 5 класса, предназначенную на продовольственные цели
2. Служба взяла на себя ответственность при решении вопроса о поставках крупы рисовой с наличием единичных экземпляров мертвых вредителей. Учитывая результаты научных исследований и многолетний опыт работы по определению качества риса, Россельхознадзором по согласованию с Минсельхозом России было принято решение до установления единых показателей в нормативных правовых актах, разрешать ввоз крупы рисовой, загрязненной единичными экземплярами мертвых вредителей (в пределах норм ГОСТ Р 6292-93), при условии предоставления владельцем груза гарантийного письма о доведении такой крупы до норм СанПиН 2.3.2.1078-01.
3. Кроме того, Россельхознадзор занял принципиальную позицию при поставках мака пищевого с наличием сорной примеси в пределах ошибки метода. С выходом ГОСТ Р 52533-2006 «Мак пищевой. Технические условия», практически прекратились поставки мака в РФ, т.к. в соответствии с указанным стандартом семена мака не должны содержать фракций сорной (органической) примеси, указанных в п.4.3. – частиц листьев, стеблей, коробочек, корзинок, стручков маковой соломки, крупных семян сорных и культурных растений. В то же время он не ограничивает содержание фракций семян сорных и культурных растений, трудноотделимых при очистке и органическую пыль. Служба согласовала свою позицию с Ростехрегулированием в отношении применения данного ГОСТ.
4. Разработан метод работы региональных управлений Службы по принципу одного окна для получения ветеринарных, фитосанитарных и сертификатов качеств

На базе региональных управлений ГХИ Россельхознадзор создал сеть ИЛ (сегодня это 22 филиала Федерального Государственного Учреждения «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» - далее ФГУ «Центр оценки качества зерна»). Кроме того, Россельхознадзором аккредитовано 19 референтных центров на право подтверждения соответствия качества и безопасности ЗПП. На работу в Россельхознадзор перешли две трети специалистов ГХИ. Это позволило создать мощный кадровый потенциал - в ГХИ работало более двух тысяч человек.

С помощью доходов от оказания услуг все испытательные лаборатории были оснащены приборами нового поколения по определению безопасности: хроматографами, хромато-масс-спектометрами, времяпролетными хромато-масс-спектометрами, атомно-абсорбционными спектометрами и др.

Постоянно актуализируется нормативная правовая база, не в последнюю очередь благодаря вступлению ФГУ «Центр оценки качества зерна» в международные организации ICC, ААСС и его аккредитации в GAFTA.

Россельхознадзор уделяет особое внимание подготовке и переподготовке кадров - более 200 специалистов ФГУ «Центр оценки качества зерна» уже прошли обучение в лабораториях Евросоюза - в Литве и Германии, Бельгии и Голландии. Договоренность о стажировках российских специалистов достигнута с Канадским институтом зерна. В свою очередь, наши лаборатории посетили специалисты из Китая и Канады.

На постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации для специалистов Россельхознадзора в Международной промышленной академии. К настоящему времени Службой проведено 6 выездных семинара-совещания по вопросам организации надзорной и контрольной работы в области качества и безопасности ЗПП: в Геленджике, Омске, Санкт-Петербурге, Белгороде, Казани и Барнауле. Всего в 2007 году прошли обучение, повысили свою квалификацию более 600 специалистов, в т.ч. 500 сотрудников ФГУ «Центр оценки качества зерна» и его филиалов.

Присутствие государственных инспекторов на границе заставляет поставщиков более ответственно относиться к закупаемой ими продукции, это позволяет создать надежный заслон от проникновения некачественной продукции. Если сравнивать результаты работы за 2006 и 2007 годы, можно сделать вывод, что характер забраковок импортной продукции изменился в сторону снижения опасных факторов. Так, резко уменьшились поставки продукции, прежде всего крупы рисовой, с превышением максимально допустимых уровней (МДУ) по пестицидам. Это объясняется тем, что при организации работ по сертификации ЗПП, акцент делался в основном на безопасность – качество регулирует рынок, но пищевую безопасность пищевой продукции обязано обеспечивать государство.

В 2007 году учреждениями, аккредитованными Россельхознадзором, проведена оценка безопасности и качества 25,6 млн. тонн зерна и продуктов его переработки (в 2006 году - 17 млн. тонн), из них 24,3 млн.т. или 95 % проверено ФГУ «Центр оценки качества зерна».

По результатам проверок выдано 123 тысяч сертификатов качества на партии ЗПП, из которых почти половина приходится на партии, перемещаемые внутри страны, где сертификаты качества не носят обязательного характера. Таким образом, доверие к нашим учреждениям и Службе в целом, растет.

Система государственного контроля качества и безопасности зерна обеспечивает одинаково жесткий контроль и защиту интересов граждан России и хозяйствующих субъектов, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

При подтверждении соответствия выявлено 3,8 млн.т некачественных и опасных ЗПП, в т.ч 1,4 млн.т - на внутреннем рынке, 1.8 млн.т - при отгрузках на экспорт, 0.6 млн.т – поступивших по импорту, что составляет 26% от поступившей зерновой продукции.

В частности, из поставленных в 2007 году в Россию 245 тыс. тонн крупы рисовой, некачественной и опасной выявлено – 24,5 тыс. тонн (10% от проверенной), из них:

зараженной и загрязненной вредителями хлебных запасов – 20 тыс. т (Индия – 3,8 тыс. т, Таиланд – 2 тыс. т, Вьетнам – 14,2 тыс. т, Китай – 40 тыс. т, Италия – 36 тыс. т);
из Казахстана – 256 т, с повышенным содержанием металломагнитной примеси, 3,5 тыс. т - по показателям «рис дробленный», «меловые зерна».

Выявлено 167,5 т некачественного кунжута, из них:

19 т из Индии с содержанием афлатоксина В1, плесневым запахом, наличием металломагнитной примеси – 372 мг/кг;
144 т из Судана с высоким содержанием сорной и масличной примесей;
4,5 т. из Узбекистана с плесневым запахом и отсутствием маркировки на упаковке.
Поступило 570 т некачественного арахиса, из них:
54 т. из Индии, зараженных вредителями хлебных запасов;
392 т. из Китая с несвойственным запахом, повышенной влажностью и повышенным содержанием масличной примеси, несоответствующего НД по содержанию сорной и масличной примесей, а так же отсутствию маркировки на потребительской таре, зараженных вредителями хлебных запасов;
4 т. из Республики Таджикистан, на упаковке отсутствовала маркировка на русском языке;
120 т. из Республики Узбекистан с наличием афлатоксина В1;

Партия тыквенных семян массой 26 т. из Китая имела плеснево-затхлый запах, на упаковке отсутствовала маркировка на русском языке.

В партии гороха массой 23 т, поступившей из Канады, выявлен посторонний запах.

В партиях мака массой 380 т, поступивших из Нидерландов и Чехии, и массой 1 т из Литвы выявлен несвойственный продукции запах и повышенное содержание сорной примеси.

В партии маша (фасоль продовольственная) массой 1,7 т, поступившей из Таджикистана, выявлены зараженность вредителями хлебных запасов, минеральная и зерновая примеси. На упаковке отсутствовала маркировка на русском языке. 

В партии фасоли продовольственной массой 2,5 т, поступившей из Узбекистана, выявлено наличие афлатоксина В1. 

В соответствии с российским законодательством указанные партии зерновой продукции запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации как представляющие опасность для здоровья потребителя. 

Некачественных компонентов для производства полнорационных комбикормов выявлено около 800 тыс. т, в т.ч. шрота соевого, не отвечающего требованиям ГОСТ, обладающего повышенной влажностью и с пониженной активностью уреазы, поступившего из США, Аргентины, Бразилии – 777 тыс. тонн. Выявлено 16 тыс. тонн компонентов для производства комбикормов, не отвечающих требованиям контрактов и рецептур по показателям питательности, прибывших из Польши, Канады, Германии, Бельгии, США, Нидерландов.

При этом сертификаты качества были выписаны на основании гарантийных писем получателя о принятии продукции по фактическому качеству.

При отгрузках за пределы Российской Федерации, в Новороссийске выявлена партия шрота подсолнечного (2124 т) с превышением максимально допустимого уровня токсичных элементов: содержание свинца – 0,83 мг/кг, (при норме – 0,5 мг/кг). Груз предназначался для отправки в Турцию.

Не допущено к отгрузке в Испанию 30 т подсолнечника с запахом нефтепродуктов, а также 32 т ячменя с плеснево-затхлым запахом, предназначенного для отгрузки в Саудовскую Аравию.

В Ростовской области при отгрузках за пределы Российской Федерации выявлены:

Партии жмыха подсолнечного (1000 т) с повышенным содержанием кадмия, предназначенные для отгрузки в Турцию, Испанию, Италию, Бельгию.

В Тульской области не допущена к отгрузке в Нидерланды партия глютена пшеничного сухого – 186 т, не соответствующего требованиям показателям безопасности по содержанию дрожжей и плесеней.

В Калининградской области выявлена предназначенная для отправки в Данию партия бобовых (1808 т) зараженная вредителями хлебных запасов,.

С целью выработки единого подхода в отношениях со странами-экспортерами растительной продукции в Россию, специалисты Россельхознадзора посетили Таиланд, Индию, Китай, Пакистан, Вьетнам, Аргентину, Грецию, Германию, Францию, США, Литву, Канаду, Бельгию, где ознакомились с системами обеспечения пищевой безопасности и убедились, что в ряде стран такая система отсутствует, а в других существует, но в отношении продукции, экспортируемой в Россию не применяется.

По результатам изучения национальных систем обеспечения безопасности экспортируемой в Россию зерновой продукции, Россельхознадзором проведена серия двухсторонних переговоров с компетентными органами всех стран-поставщиков ЗПП. С Индией, Вьетнамом, Китаем, Таиландом подписаны протоколы о признании требований российского законодательства в отношении поставляемой в Россию крупы рисовой, в стадии подписания – протокол с Пакистаном.

Кроме того, разработаны критерии оценки зарубежных испытательных лабораторий, выдающих заключения о качестве и безопасности партий крупы рисовой, арахиса и кунжута, поставляемых в РФ. Проведен аудит этих лабораторий в Индии, Таиланде, составлены официальные перечни лабораторий, компетентных для выдачи сертификатов на зерновую продукцию, поставляемую в Россию. 

С целью обеспечения плановости и регулярности проверки качества зерна и крупы государственного резерва, Россельхознадзор заключил соглашение с Росрезервом, это позволяет проверять ответхранителей не реже одного раза в квартал. Проведено более таких 3 тысяч проверок, выдано более тысячи предписаний, составлено около 700 протоколов об административных правонарушениях с взысканием штрафов на сумму три млн. рублей. Выявлено 130 тысяч тонн зерна и 400 т. крупы, не соответствующие кондициям зерна для государственного резерва. 

Кроме инспектирования сохранности зерна и крупы, заложенных в государственный резерв, Служба проверяет качество и безопасность зерна при закладке в интервенционный фонд, а также все ЗПП, предназначенные для государственных нужд. 

Несмотря на то, что федеральным бюджетом не предусмотрено выделение Службе средств на проведение мониторинга зерна нового урожая, в 2006, 2007 годах такая работа была проведена за счет собственных резервов Россельхознадзора. В 2007 году во всех основных зернопроизводящих регионах России проводился мониторинг качества пшеницы нового урожая. При этом было обследовано 17 млн. т. пшеницы, что составило 54% от ее валового сбора. Выявлено 5,1 млн. т. ценной по качеству пшеницы или 34% от ее обследованного количества. Всего выявлено 11 млн.т. пшеницы продовольственных кондиций или 68% от обследованной.

Говоря о государственных перспективах развития зернового направления Службы, нам представляется рациональным и необходимым создание единой системы государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, включая муку и макаронные изделия.

В связи с этим, целесообразно было бы обратиться в Правительство РФ о наделении Службы дополнительными функциями, в частности:

государственным надзором и контролем правильности расчетов на зерно, закупаемое у сельхозтоваропроизводителей;
государственным надзором и контролем правильности применения норм естественной убыли при хранении ЗПП, предназначенных для государственных нужд;
проверкой правильности составления актов зачистки израсходованных или проинвентаризированных партий ЗПП, предназначенных для государственных нужд;
государственным надзором и контролем качества и безопасности ЗПП, предназначенных для государственных нужд, при их производстве, переработке, хранении и реализации на предприятиях, занимающихся закупкой, хранением, переработкой зерна, производством муки, крупы, макаронных изделий, комбикормов.

 Реализация всех этих функций обеспечит:

повышение уровня продовольственной и пищевой безопасности страны;
недопущение злоупотреблений и обмана со стороны хлебоприемных предприятий, злонамеренно занижающих качество зерна, закупаемого у сельхозтоваропроизводителей и его цену;
недопущение списания ЗПП ответственными хранителями, а также расхищения или подмены зерна государственного резерва, интервенционного фонда и региональных фондов, которые маскируются неправильно составленными актами зачистки израсходованных или проинвентаризированных партий путем завышения величины естественной убыли массы зерна или необоснованными сушкой и очисткой зерна.

 

Международная промышленная академия

г. Москва 27 марта 2008 года