RU EN
Войти
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна
и продуктов его переработки
О пищевой безопасности страны и сюрвейерах В ноябре 2006 г. в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС России) поступило заявление «О нарушении антимонопольного законодательства и ограничении конкуренции в сфере подтверждения соответствия качества и безопасности зерна». По мнению заявителей, нарушено это законодательство Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – государственным органом, призванным защитить потребителей от недоброкачественных и несоответствующих стандартам безопасности продуктов.

Рисунок7.jpg

В ноябре 2006 г. в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС России) поступило заявление «О нарушении антимонопольного законодательства и ограничении конкуренции в сфере подтверждения соответствия качества и безопасности зерна». По мнению заявителей, нарушено это законодательство Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – государственным органом, призванным защитить потребителей от недоброкачественных и несоответствующих стандартам безопасности продуктов.
В средствах массовой информации (в газетах «Коммерсантъ», «Ведомости», «РБК daily» и «Бизнес») 8 ноября 2006 г. были напечатаны 4 близкие по смыслу статьи о Россельхознадзоре и о четырех, якобы российских, сюрвейерских компаниях, отважившихся сразиться с государственным монстром. Такая атака в прессе не бывает случайной. Невероятно, чтобы четыре уважаемых издания просто решили в один и тот жедень написать на одну и ту же тему и в одном и том же ключе. Эти газеты решили свести все на уровень кухонной склоки: мол, Россельхознадзор решил не выпускать из рук прибыльное дело и другим заработать не дает.

При рассмотрении этого дела ФАС России проигнорировал требования Федеральных законов № 183ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», № 184ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 478 «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» и от 04.08.2005 № 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» и других нормативных правовых актов.

Рассмотрев заявление ряда коммерческих организаций (частных иностранных инспекций) об ущемлении их интересов в сфере оказания услуг по подтверждению соответствия качества и безопасности зерна, крупы и комбикормов, Федеральная антимонопольная служба признала Россельхознадзор нарушившим п. 2, ч. 1, ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушение, по мнению ФАС России, выразилось в совершении Россельхознадзором действий, создающих необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке услуг по оценке качества зерна и продуктов его переработки.

При вынесении решения ФАС России руководствовалась Временным положением об аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий, осуществляющих работу в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, комбикормов, компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, утвержденным приказом Минсельхоза России от 24.10.2005 г. № 189 (зарегистрирован Минюстом России 08.11.2005 г. № 7146). В отношении  хозяйствующих субъектов (в том числе указанных выше сюрвейерских организаций) временное положение не может быть применено, прежде всего, из-за отсутствия механизма контроля за их деятельностью. Россельхознадзор аккредитовал только подведомственные ему организации на право проведения работ по оценке соответствия и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством. Но хочу обратить внимание, что законодательство предусматривает выдачу двух видов сертификатов. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает выдачу сертификатов соответствия, которые выдает ОС, аккредитованный в системе ГОСТ Р (и это не подпадает под компетенцию службы), а Федеральный закон от 05.12.1998 г. № 183ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» – сертификатов качества. При этом сертификаты качества выдают государственные испытательные лаборатории (ИЛ), остальные, частные ИЛ, в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 29ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и СанПиНом выдают протоколы испытаний и удостоверения качества.

Указанное выше Временное положение об аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий действовало с 08.11.2005 г. по 31.12.2006 г., но фактически по 14.09.2006 г., поскольку Минюст России отказался зарегистрировать изменения, вносимые Минсельхозом России в этот документ. В соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 по истечении 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации документа издается приказ о его отмене. То есть к моменту подачи жалобы сюрвейерами этот документ не действовал.
Тем не менее, ФАС России предписал Россельхознадзору рассмотреть заявки сюрвейеров в рамках утратившего силу документа и аккредитовать их.

Особенность международной сюрвейерской деятельности состоит в том, что инспекция, как при отгрузке, так и по прибытию груза осуществляется одной и той же организацией, и сами к себе они претензий по результатам инспекции не предъявляют. При условии их аккредитации на право выдачи сертификатов качества на зерновые грузы при пересечении  государственной границы России, сюрвейеры могли бы, пользуясь отсутствием механизма контроля за их деятельностью, спровоцировать «выброс» некачественной продукции за рубеж, нанеся тем самым как экономический, так и политический ущерб государству. В частности, только в 2006 г. Россельхознадзором было установлено, что более 2 млн т зерна, предназначенного на экспорт, не соответствовало по качеству условиям контрактов.

Что касается вопроса инспектирования ввозимого зерна, то вся поступившая по импорту в Россию в 2006 г. некачественная и опасная зерновая продукция, а это более 80 тыс. т (2,5% всех поступивших из-за рубежа объемов зерна), сопровождалась документами о ее доброкачественности, выданными иностранными сюрвейерскими компаниями, в том числе и в первую очередь сюрвейерами, инициировавшими рассмотрение вопроса в ФАС России.
Эта продукция была забракована Россельхознадзором по показателям остаточного количества вредных веществ, превышающих допустимую норму в десятки раз, по наличию запрещенных к применению пестицидов (хлор и ртутьорганических соединений), по наличию зараженности, в том числе в готовой продукции, и по испорченности. Сертификат качества, выдаваемый Россельхознадзором, является документом, на основании которого осуществляется таможенное оформление зернового груза.
Федеральный закон от 05.12.1998 г. № 183ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» требует наличия сертификатов качества при ввозе в Россию или вывозе за ее пределы. Более того, сертификация зерна отнесена к основным направлениям государственного надзора и контроля. Эта функция постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 г. № 491 была возложена на Россельхознадзор.

Сертификаты качества при экспортноимпортных операциях выдаются подведомственными Россельхознадзору учреждениями, имеющими оснащенные и аккредитованные испытательные лаборатории.

Головным в этой системе является ФГУ «Центр оценки качества зерна» – бывшая центральная лаборатория Росгосхлебинспекции. Указанный центр аккредитован в системе ГОСТ Р и Россельхознадзора, а также Международной ассоциацией торговли зерном и кормами (GAFTA), признавшей его независимость и компетентность.

По существу, требование иностранных инспекций сводится к обеспечению возможности бесконтрольного проникновения через государственную границу низкокачественных и опасных грузов путем устранения государственного  контроля.
При принятии решения ФАС России не были учтены объемы российского зернового рынка. ФАС России необоснованно ограничил рынок оказания услуг по сертификации зерна только сферой ввоза (вывоза) зерна и продуктов его переработки.

При этом внешнеторговые обороты зерна, крупы, комбикормов составляют менее 10% от общего грузооборота этой продукции в стране, что не является достаточным для принятия антимонопольных мер, так как по закону «О защите конкуренции» 35–50% являются той гранью, за которой принимаются антимонопольные меры.

В настоящее время на российском рынке услуг сертификации зерна и зерновых продуктов в системе Ростехрегулирования (ГОСТ Р) аккредитовано более 550 хозяйствующих субъектов, в том числе и сюрвейеры, инициировавшие рассмотрение вопроса в ФАС России.
Таким образом, фирмы-заявители не лишены возможности осуществлять деятельность в указанной ими сфере на внутреннем рынке страны, но пытаются с помощью ФАС закрепить за собой право влиять на продовольственную безопасность России.
Россельхознадзор не может согласиться с решением ФАС России и считает невозможным передачу государственных функций, выполнение которых затрагивает безопасность страны, обособленным хозяйствующим субъектам.

Учитывая вышеизложенное, Россельхознадзор обратился в Федеральное собрание РФ и Общественную палату РФ с просьбой поддержать позицию Службы и получили их поддержку.

 

4/2007 хлебопродукты