RU EN
Войти
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна
и продуктов его переработки
Статья о конференции "Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного союза" в газете Крестьянские Ведомости Газета "Крестьянские Ведомости", 29 апреля 2011 г.

Комментарий. Давайте после драки помашем кулаками.littlelogo.gif

 

Еще одна большая группа участников зернового рынка выступила с предложением приблизить время отмены запрета на экспорт главного аграрного продукта. С такой инициативой обратились к президенту, главе государства и Государственной думе участники конференции на тему «Вопросы контроля качества и безопасности зерна при хранении и экспортно-импортных операциях в рамках Таможенного союза».

Состоявшаяся 27 апреля в подмосковном Раменском конференция собрала широкий состав участников. На ее открытии выступили замминистра сельского хозяйства России Олег Алдошин, заместитель руководителя Россельхознадзора Алексей Саурин. Организатору - ФГУ «Центр оценки качества зерна» - помимо экспертов службы сельхознадзора удалось собрать представителей ведущих российских компаний–экспортеров и импортеров зерна, элеваторов, страховых компаний, отраслевых союзов и ассоциаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Такой состав участников и предопределил то, что дискуссия не ограничилась заявленной темой. Кстати говоря, предложение отменить после сева запрет на экспорт содержится в заключительной части обращения к руководству страны. И вытекает не только из того, что «на юге России…скопилось 8 млн тонн зерна, невостребованного внутренним рынком».

Дело еще и в том, что само хранение и торговля выращенным с большим трудом урожаем сопровождаются потерями и издержками, связанными как раз с тем, что составляло предмет конференции, – вопросами контроля качества и безопасности зерна. И это тем более рельефно выявилось, поскольку дискуссия шла на базе Испытательной лаборатории по определению безопасности и качества продукции. А знакомство с нею подтверждало, что в стране можно создать кадры и инструментарий, способные дать взыскательному потребителю - и отечественному, и зарубежному – точную информацию о широком спектре достоинств любого зерна. Крупные покупатели – страны Юго-Восточной Азии и Африки – ориентированы на закупки зерна с гарантированными со стороны государства показателями безопасности и качества, отмечалось в выступлениях. Украина же, которая передоверила сопровождение зернового груза документами о качестве и безопасности иностранным сюрвейерским компаниям, была практически вытеснена с рынков Египта, Пакистана. Подобная ситуация наблюдается в развивающихся странах, таких как Индия, Таиланд.

В ходе дискуссии выражалась озабоченность тем, что ослаблен мониторинг качества зерна, а ведь его история насчитывает восемь десятилетий. Вспоминали, как после упразднения Росгосхлебинспекции доля выявления зараженного зерна выросла с 1 до 19%. Но и сейчас ситуация непростая. Как отмечалось в докладе директора ФГУ «Центр оценки качества зерна», Александра Хатунцова, внутренний рынок практически не защищен от некачественной продукции, здесь существует опасность обращения фальсифицированной и некачественной продукции.

А как обстоит дело, к примеру, в США, Канаде и Австралии, странах, которые являются лидерами по производству, экспорту зерна? У них, по словам А. Хатунцова, обязательно существует государственная зерновая инспекция, так или иначе называется, но, по сути, выполняет аналогичную функцию. При этом, если у них некачественная продукция уже попала в торговую сеть, там настолько сильно наказывают компанию, которая это допустила, что они практически прекращают свой бизнес. «Очень жесткая ответственность. Мы постоянно выявляем некачественную, опасную продукцию, но не всегда виновный несет за это ответственность», - сетует руководитель Центра оценки качества зерна.

Белые пятна в контроле на рынке обходятся дорого. «Отсутствие реальных данных о количестве и качестве выращенного в России зерна приводит к невозможности принятия обоснованных решений об объеме его импорта, экспорта и закупок для государственных нужд», - говорится в обращении Нынешняя весна с неясными даже власти объемами запасов зерна – лучшее тому подтверждение.

А вот факты, о которых говорилось в ходе дискуссии.

Государственный контроль при экспорте выявляет ежегодно до 30% некачественной и опасной продукции, вывоз которой предотвращается или разрешается после соответствующей подработки. В 2010 году на внутреннем рынке, где нет такой «обязаловки» по установлению качественных характеристик продукции, было проверено 4,3 млн тонн зерна и продуктов его переработки. И каждая седьмая тонна проверенного объема признана некачественной и опасной. Но сколько же еды осталось вне контроля?!

А как обстоит дело с зерном при закладке на хранение и в государственный интервенционный фонд?

«В настоящее время в государственном интервенционном фонде хранится около 8 млн тонн зерна, часть из которого была заложена на хранение в 2005 году, - сказал в своем выступлении А. Хатунцов. – Ввиду отсутствия прямых полномочий Россельхознадзора по контролю сохранности зерна сложно сказать о качестве всего объема, однако участие в проверках сохранности на 125 предприятиях, хранящих более 1,3 млн тонн зерна, показало, что значительная его часть заражена вредителями, а кое-где даже испорчена (как показала проверка на ОАО «Иланский ХПП» Красноярского края)».

Участники конференции выступили против предложений по упразднению государственного контроля на рынке зерна. Они сочли нецелесообразным также разделение существующего в настоящее время документа «сертификат качества» на два: «сертификат качества» и сертификат безопасности». Такое решение, по их мнению, создаст дополнительные барьеры для бизнеса и усложнит процедуру сертификации.

И еще одна проблема, прямо связанная с темой конференции. С июля 2010 года вступил в силу Кодекс Таможенного союза. По мнению А. Хатунцова и других участников конференции, этот документ ни в коей мере не отменяет государственного контроля над качеством и безопасностью зерна на границе РФ. Ведь у членов Таможенного союза – Казахстана и Белоруссии – в отличие от Российской Федерации, существуют национальные системы контроля качества на внутреннем рынке.

Словом, надо находить способы надежно защищать отечественного потребителя от некачественной продукции, которая может поступать и из самого ближнего зарубежья. Однако резонно при этом прозвучал упрек представителя Таможенного союза: а где была подобная активность российского зернового сообщества в те дни, когда решение только обсуждалось?

В самом деле, где? Конечно, и после драки можно небезуспешно помахать руками, но все же лучше выйти из сложной ситуации победителем. Или как говорилось в недавние времена, найти консенсус.

Может, не поздно сделать это и сегодня?

 

Юрий Савин «Крестьянские ведомости». 

 

С оригиналом статьи Вы можете ознакомиться на сайте газеты "Крестьянские Ведомости" www.agronews.ru