RU EN
Войти
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна
и продуктов его переработки
Кому в стране нужен мониторинг зерна? Интервью заместителя Директора ФГУ "Центр оценки качества зерна" Ю.В.Чистякова

Август - пик уборки зерна в России, и многих интересует, какое количество выращено зерна и какого качества.

За организацию мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна, включая ее анализ (мониторинг), отвечает Минсельхоз России (положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06. 2008 г. № 450). Для этого используется механизм ежегодного конкурсного отбора организаций на право проведения данных работ. Мониторинг проводится с целью повышения эффективности производства зерновых культур, рационального использования ресурсов зерна и обеспечения российских граждан качественными хлебопродуктами. Достоверность данных, полученных при проведении мониторинга, очень важна для определения баланса зерновых ресурсов и выработки экс портной политики на предстоящий период.

По результатам проводимых в 2008/09 гг. конкурсов, ФГУ «Центр оценки качества зерна» (далее Учреждение) было признано победителем. В соответствии с условиями заключенных с Минсельхозом Рос сии государственных контрактов Учреждение, в рамках мониторинга 2008/09 гг., провело работы по изучению и оценке качества зерна твердой и мягкой пшеницы, ржи, ячменя (в том числе пивоваренного), в 46 зернопроизводящих регионах Рос сии в 7 федеральных округах. При этом, на основании исследований, обследованию подлежало не менее половины собранного зерна (в настоящее времяв интервенционном фонде хранится более 9,4 млн т зерна) , т.е. более 58 тыс. проб зерна в 2008 г. и 46 тыс. проб зерна в 2009 г. Учреждение подвело итоги полученных результатов, которые позволили заинтересованным ведомствам раз работать зерновые балансы в каждом регионе и в целом по стране, направить в федеральные фонды излишки зерна, необходимые для регулирования стабильности зернового рынка. Результаты мониторинга качества зерна урожая 2008/09 гг. приведены в табл.1 и 2.

Оценка результатов мониторинга позволила в указанные годы повысить объемы зернового экспорта страны, который в 2009 г. составил 22 млн т, и осуществить закупку зерна в интервенционный фонд для последующего регулирования рынка зерна*.

В текущем году, несмотря на начавшуюся в южных регионах страны уборку нового урожая, Мин сельхозом России ежегодный кон курс по отбору организаций на право проведения мониторинга зерна не объявлен.

Учитывая важность достоверной информации о количественно-качественных показателях урожая 2010 г., а также принимая во внимание, что в ряде случаев работники Учреждения на основании нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Феде рации включены в соответствующие комиссии, Учреждение инициативно проводит работы по мониторингу качества зерна нового урожая. Источником информации служат результаты лабораторных исследований проб зерна, отобранных по заявкам сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время получены предварительные результаты мониторинга по Ставропольскому и Краснодарскому краям, по Ростовской, Белгородской, Курской и Волгоградской областям.

Предварительные результаты мониторинга уже показывают, что сложившиеся в этом году неблагоприятные климатические условия оказали существенное влияние на результаты при уборке урожая зерна 2010 г. Относительно информации о распределении зерна по классам, можно сказать, что в настоящее время оно практически соответствует результатам прошлого года. Однако вызывает опасение снижение объемов производства зерна, которое может повлечь за собой дисбаланс на внутреннем рынке зерна и, в частности, дефицит как продовольственного, так и фуражного зерна.

Немаловажный вопрос - это обеспечение достоверности мониторинга зерновых ресурсов, охват всех зернопроизводящих регионов с выездом специалистов лабораторий на поля для отбора проб зерна. В текущих рыночных условиях обеспечение достоверности мониторинга невозможно без прямой заинтересованности государственных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности и соответствующего бюджетного финансирования проводимых работ.

Тем не менее, уже сегодня многие, пользуясь отсутствием в этом году уполномоченной Минсельхозом России организации по проведению мониторинга, пытаются представлять цифры, основываясь на анализе, в большинстве случаев, неаккредитованных лабораторий хлебоприемных предприятий и элеваторов, фактически выдавая участникам зернового рынка «бумажный» мониторинг.

Высокий уровень проводимых в Учреждении испытаний подтверждается российскими и международными аккредитациями. Учреждение аккредитовано Россельхознадзором, в системе ГОСТ Р, в Международной ассоциации по торговле зерном и кормами САРТА, имеет сертификат ИСО 9000, является членом между народных ассоциаций ЮС и ААСС. В ноябре 2009 г. в г. Раменское Аналитической лаборатории по определению качества продукции Учреждения был присвоен статус Арбитраж ной лаборатории в системе ОАРТА. Сегодня - это единственная арбитражная лаборатория САРТА на территории Российской Федерации. Таким образом, не может быть сомнений в достоверности и качестве выполняемых Учреждением работ. В связи с этим, мы приглашаем всех сельхоз товаропроизводителей, желающих получить достоверную информацию о качестве выращенного ими урожая и защитить себя от неправильных расчетов при приемке зерна на элеваторах, в наши филиалы, где можно получить квалифицированную помощь и консультацию по всем интересующим вопросам.

 

Ю.Чистяков

Заместитель Директора

ФГУ "Центр оценки качества зерна"

 

Журнал "Хлебопродукты", №8, 2010